Я это пережила в августе этого года, когда вместе с делегацией ОАО УФ КБ "Туполев" приняла участие в работе международного авиационно-космического салона "МАКС-2005". На выставке были представлены лучшие модели летательных аппаратов не только России, но и зарубежных государств: Америки, Англии, Франции, Италии, Австралии и других стран. Наш "Авиастар" представил свои самолеты: "Ту-204", "Ан-124-Руслан".
Для нас было устроено в небе шоу: лучшие пилотажные группы мира представляли свои самолеты и вертолеты. Это был настоящий праздник. У всех присутствующих на выставке бурю восторга вызвали российские пилоты: "Русские витязи", "Стрижи", "Небесные рыцари", "Русь". Нас, россиян, распирало чувство гордости за державу, потому что ни одна страна не смогла повторить те трюки, которые выполняли наши пилоты на самолетах и вертолетах. Зарубежные гости были в восторге от самолетов завода "Авиастар". Иностранцы снимали нас на видеокамеру, фотографировались с нами.
Я познакомилась со многими летчиками из команды "Стрижи", "Русские витязи", это очень интересные ребята, знающие толк в своем деле; с зарубежными гостями был обмен опытом.
Ничего этого бы не случилось со мной, если бы я в июле 1998 года не сдала бы экзамены в ИАТУ УлГТУ.
Хорошо запомнился день, когда я сдавала документы в вуз. Был июльский день, стояла жара, в чистом голубом небе летел серебристый сверхзвуковой самолет, оставляя после себя белый след. Эта картина навсегда осталась в моей памяти. Невольно я задумалась о том, что мой дедушка был военным, два двоюродных брата - летчиками-истребителями. Мне почему-то захотелось продолжить традиции нашего рода, тем более мой отец - работник "Авиастара".
Выбор профессии был определен. Я решила попытаться поступить на самолетостроительный факультет УлГТУ, и на всякий случай сдала еще документы в пединститут. И учителя, и мои родители считали меня гуманитарием, я тоже была такого мнения, тем более все экзамены на филологическом факультете сдала успешно. Спасибо маме, она долго уговаривала меня, чтобы я передумала и забрала документы из пединститута, так как она сама учитель-филолог и знает, что такое школа.
Значит, так распорядилась судьба, чтобы я поступила на самолетостроительный факультет. Могла ли я в 1998 году думать о том, что, поступив в ИАТУ, получу хорошую профессию, благодаря которой люди будут меня уважать и ценить?! Конечно, об этом мечтала, но понимала, что промышленность стоит, выпускники школ стремились выучиться на юристов и менеджеров.
Пришлось пойти на вечернее отделение, поскольку днем я работала. Училась шесть лет, и все эти годы знакомые говорили мне: "Куда ты пошла учиться, ведь это сейчас не престижно! Останешься без рубля и без работы!". А я, не обращая ни на кого внимания, осваивала самолетное мастерство. Бытует мнение, что вечерникам везет, что к нам преподаватели относятся лояльно. Ничего подобного! Мы изучали те же предметы, что и студенты дневного обучения, зато с нас требовали больше на спецпредметах, так как мы все работали на "Авиастаре".
В июне 2004 года, защитив диплом на "отлично", я получила приглашение на работу инженером-конструктором в Ульяновский филиал конструкторского бюро ОАО "Туполев". Здесь я продолжила начатую в университете научную работу "Конструктивно-технологическое совершенствование киля АН-124, технологии изготовления составляющих и сборки" и, приняв участие в конкурсе молодых специалистов ОАО "Туполев", выиграла его. Побывав этим летом в Москве, в Казани, я получила много приглашений на высокооплачиваемую работу.
Благодаря слаженной работе преподавательского состава ИАТУ, их высокому профессионализму мы, выпускники, можем успешно устроиться на работу. Главный наш козырь - это учеба в ИАТУ УлГТУ. Сейчас везде требуются специалисты компьютерного проектирования и дизайна со знаниями прочности, современных материалов, основ производства. Всему этому учат в ИАТУ. Меня переполняет гордость за наш университет, так как его выпускники работают как в крупных мировых авиационных фирмах "Боинг", "Аэрбасс", так и в отраслях, совершенно не связанных с авиацией. Знание технических дисциплин помогло всем нам найти свое место в жизни.
Большое спасибо преподавателям:
Корсаковой Т.В. - обучение теоретической механике и теории механизмов машин;
Ривину Г.Л. - антикоррозийная защита поверхностей;
Попову А.Г. - технология изготовления конструкции из ПКМ;
Попову П.М. - оптимизация управленческих решений, основы автоматизации и САУ;
Щеклеину В.С. - автоматизированное проектирование;
Матвееву Е.Н. - прочность конструкций, сопротивление материалов, устройство и проектирование летательных аппаратов;
Кобелеву С.А. - технологии изготовления деталей самолетов;
Колганову И.М. - технологии производства и сборки самолетов.
Знание этих дисциплин помогло мне и моим однокурсникам найти высоко оплачиваемую работу. Отдельно хочется поблагодарить зам. директора по ВР Карасеву А.Г. за то, что многим студентам она всегда приходила на помощь в трудную минуту, не жалея себя и свое время, по-матерински заботилась о них.
Теперь в нашей семье началась новая династия самолетостроителей: младший брат тоже студент третьего курса ИАТУ.
Хайитова Гузаль, выпускница 2004 года,
инженер-конструктор 2 категории
УФ КБ ОАО "Туполев"