Актуальность разработки программ обусловлена тем, что одним из факторов развития инновационной экономики Российской Федерации в целом является значительное улучшение кадрового обеспечения компаний, разрабатывающих и использующих инновационные технологии. Качество производимой продукции, а также уровень как научных исследований, так и спроса определяются квалификацией кадров. Поэтому перед системой дополнительного профессионального образования стоят задачи устранения квалификационных дефицитов и устойчивого воспроизводства кадров высокотехнологических компаний.
В соответствии со Стратегией деятельности до 2025 г. одним из перспективных технологических направлений в рамках сектора «энергоэффективность» – возобновляемая энергетика, является ветроэнергетика (ВЭ).
Уже на начальном этапе развития ветроэнергетики формируется устойчивый спрос на высококвалифицированные кадры с компетенциями в области технологий строительства, эксплуатации и проектирования ветроустановок. Между тем, в настоящее время подготовка таких кадров осуществляется с использованием устаревшей научной базы и в объеме, недостаточном для покрытия потребностей отрасли.
Полноценное формирование новой отрасли и ее долгосрочное устойчивое развитие невозможно без создания современной кадровой инфраструктуры, которая обеспечит профильные компании квалифицированными специалистами.
Опережающее обучение – повышение квалификации и профессиональная переподготовка – в условиях создания в РФ новой отрасли возобновляемой энергетики – ветроэнергетики крайне актуально и призвано обеспечить высококвалифицированными кадрами потребности новых высокотехнологичных предприятий, проектирующих, строящих и эксплуатирующих ветропарки и ветроэнергетические установки.
При разработке программ дополнительного образования – программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, призванных эффективно решать задачу устранения квалификационных дефицитов и устойчивого воспроизводства кадров высокотехнологичных компаний, был использован модульно-компетентностный подход, направленный на формирование профессиональных компетенций по соответствующим направлениям.
Строительство ветропарков, эксплуатации электрооборудования ветроэнергетических установок (ВЭУ), экономики и управления проектами в ВЭ представляет собой многопараметрический проектный процесс формирования и обоснования инвестиционных предложений, организацию процесса управления проектами в ветроэнергетике, и сложный производственный процесс, сопряженный с проектно-технологическими задачами привязки ветропарков (ВП) к местности, обеспечения устойчивой работы ВЭУ, и предъявляющий высокие требования к персоналу, непосредственно задействованного в производстве электроэнергии на ВЭУ ветропарков.
Ошибки персонала в выполняемых трудовых операциях на разных этапах строительства ВП и эксплуатации ВЭУ может привести к рискам неэффективной работы ВП и остановки ВЭУ.
Участие персонала ВЭУ в управлении работой ВЭУ на российских предприятиях ветроэнергетики, с одной стороны, значительно ускорит создание отечественной отрасли ветроэнергетики, с другой – накладывает особые требования к подготовке и переподготовке кадров для нужд подобных предприятий.
Основными целевыми аудиториями разрабатываемых программ являются: инженерно-технические работники предприятий ветроэнергетики (производство ветроэнергетического оборудования, строительство и эксплуатация ветропарков); профессорско-преподавательский состав вузов, осуществляющих подготовку кадров для предприятий ветроэнергетической отрасли; студенты, бакалавры, магистранты, обучающиеся на направлениях укрупнённой группы направлений подготовки и специальностей 13.00.00 «Электро- и теплоэнергетика» и др.