Ульяновский государственный технический университет Ульяновский государственный технический университет

RSS-лента Главная страница Карта сайта ШкольникуАбитуриентуСтудентуАспирантуСотрудникуИностранцуВыпускникуБизнесуПодпискаВопрос ректору English

Поиск по сайту
Найти:

Сведения об образовательной организации


Университет
История, Общая информация, Руководство, Подразделения, Адреса и контакты, ...

Деятельность
Учебная, Международная, Финансовая, Издательская, Научная, Информатизация, ...

Подразделения
Административные, Научные, Учебные, Факультеты, Библиотека, ...

Объявления
Конференции, конкурсы, выставки, Мероприятия, События, Поздравления, ...

Абитуриентам
Приемная комиссия, IT-лицей, Довузовское образование и подготовка, Перспективы, ...

Студентам
Расписание, Центры и клубы, Профком, Студсовет, Работа, Наши люди, Аспирантура, ...

Сотрудникам
Подразделения, Документы, Расписание, Ученый совет, Профком, Образование, ...

Партнерам
Дополнительное образование, Наши выпускники, Научно-технические предложения, ...

Культура и досуг
Спорт, Творчество, Туризм, Самодеятельность, Охрана здоровья, «Тарелка», ...

Закупки и аренда
Информация о закупках, Аукционы и конкурсы по аренде, Документы, ...



Яндекс цитирования



     
   
Заметили ошибку?
Жмите на кнопку »
  
Версия для печати
Деятельность « Учебная « Кафедры « Базовая кафедра "Радиотехника, опто- и наноэлектроника" «

Состоялась 16-я молодёжная научная школа-семинар «Актуальные проблемы физической и функциональной электроники»

4-6 декабря 2013 г  в Ульяновском филиале Института радиотехники и электроники им.В.А.Котельникова РАН (УФИРЭ РАН) прошла очередная, 16-я  молодёжная научная школа-семинар  «Актуальные проблемы физической и функциональной электроники».


 

Организаторы школы-семинара:

  •  Ульяновский филиал Института радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова РАН
  •  Ульяновский государственный технический университет

При поддержке:

  •  ИРЭ им. В.А.Котельникова РАН.

Школа-семинар «Актуальные проблемы физической и функциональной электроники» проводится ежегодно,  начиная с 1998 г., на базе Учебно-научного центра, созданного в рамках проекта ФЦП «Интеграция». С 2006 г. школа-семинар проводится в рамках целевой программы Президиума РАН «Поддержка молодых ученых».

Участники школы-семинара:  молодые преподаватели вузов, молодые специалисты (возраст не старше 35 лет), аспиранты, студенты, школьники.

Тематика школы-семинара: фундаментальные и прикладные исследования,  инновационные разработки научной молодежи в области теории и практики квантово- оптических процессов, опто- и наноэлектроники, твердотельной электроники.

Основные цели школы-семинара:

  • Стимулирование интереса научной молодежи к современным проблемам теории и практики квантово-оптических процессов в конденсированных средах и современных технологий в области твердотельной электроники, опто- и наноэлектроники, создание благоприятных условий для активизации их творческой деятельности.
  • Стимулирование участия научной молодежи в инновационной деятельности путем организационной и финансовой поддержки научно-технических инновационных проектов; обмен информацией и обсуждение возможности сотрудничества в рамках молодежных интеграционных проектов.
  • Способствовать подготовке высококвалифицированных научно-технических кадров для комплектования новых и развивающихся современных предприятий Ульяновской области на основе современных и перспективных инновационных технологий.

Содержание работы школы-семинара:

пленарное заседание;

заседания тематических секций:

  • квантово-оптические эффекты в конденсированных средах;
  • оптоэлектронные устройства и методы контроля конденсированных сред;
  • волновые и тепловые процессы в твердотельных структурах;
  • математическое моделирование и проектирование в радиоэлектронике;
  • методы и средства физического эксперимента;
  • физические исследования и разработки школьников.

На пленарном заседании были представлены обзорные и проблемные доклады ведущих ученых вузов, научных учреждений и    администрации области.

На секционных заседаниях были заслушаны и обсуждены доклады и сообщения молодых ученых, специалистов, аспирантов, студентов, школьников.

 

Пленарное заседание и школу-семинар в целом открыл директор УФИРЭ, доктор технических наук Вячеслав Андреевич Сергеев.

Программа пленарного заседания содержала три доклада.

Первым докладчиком  был заместитель директора Департамента профессионального образования и науки, начальник отдела координации и развития научной деятельности Министерства образования Ульяновской области Леонид Викторович Федотов.

Его доклад был посвящен проблеме участия молодых ученых в формировании научного потенциала Ульяновской области .

Первая часть доклада содержала краткую характеристику технологических укладов, которые прошла и проходит в своём развитии наша цивилизация. Один из авторов этого термина и всей концепции - российский экономист Сергей Юрьевич Глазьев.

Согласно его концепции, технологический уклад – это совокупность технологий, характерных для определённого уровня развития производства. Период уклада продолжается от 60 до 40 лет (по мере развития цивилизации темп развития ускоряется и это время сокращается).

 Известны следующие технологические уклады:

Первый технологический уклад (1770 - 1830 г.г.) - был основан на текстильной промышленности, выплавке чугуна, обработке железа, строительстве каналов, водяном двигателе. Ключевой фактор уклада - текстильные машины.

Второй технологический уклад (1830 - 1880 г.г.) - был основан на ускоренном развитии транспорта (строительство железных дорог, паровое судоходство), возникновении механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя, угольной и инструментальной промышленности, чёрной металлургии. Ключевые факторы уклада - паровой двигатель, станки.

Третий технологический уклад (1880 - 1930 г.г.) - базировался на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжёлого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области (в основном - неорганической) химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили. Ключевые факторы уклада – электродвигатель, сталь.

Четвёртый технологический уклад (1930 - 1970 г.г.) – был основан на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, цветной металлургии, новых синтетических материалов, производстве и переработки нефти, развитии органической химии. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программные продукты для них, радары. Начала использоваться ядерная энергия - сначала в военных, а затем - и в мирных целях. Ключевые факторы уклада - двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия.

Пятый технологический уклад (1970 - 2010 г.г.) – использование достижений микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т. п. Произошёл переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединённых электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций. Ядро технологического уклада: электронная промышленность, оптико-волоконная техника, вычислительная техника, информационные технологии, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа.

Ключевой фактор уклада - микроэлектронные компоненты.

Шестой технологический уклад (с 2010 года). Ядро этого уклада - нанотехнологии: наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, нанобиотехнология, наносистемная техника, микромеханика, мембранные и квантовые технологии, а также - генная инженерия и термоядерная энергетика. Синтез этих достижений должен привести к созданию, например, квантового компьютера, искусственного интеллекта. Ожидается, что станут возможными проектирование живого, новое природопользование, новая робототехника, новая медицина, высокие гуманитарные технологии, проектирование будущего и управление им, технологии сборки и уничтожения социальных субъектов.

Ключевые факторы уклада - нанотехнологии, клеточные технологии.

Преимущество 6-го технологического уклада, по сравнению с предыдущим, по прогнозу, будет состоять в резком снижении энергоёмкости и материалоёмкости производства, в конструировании материалов и организмов с заранее заданными свойствами.

Со вторым докладом «Состояние и перспективы развития ФНПЦ ОАО "НПО "МАРС» выступил Геннадий Петрович Токмаков, главный научный сотрудник ФНПЦ ОАО «НПО «Марс»», доктор технических наук.

Он изложил состояние и перспективы «НПО «Марс»: сфера деятельности, перспективные направления работ, техническое перевооружение предприятия, работа с молодежью. Геннадий Петрович подчеркнул, что примерно половина сотрудников – это молодые люди и их доля с каждым годом возрастает. На предприятии уделяется особое внимание работе с молодежью, делается много, чтобы молодые специалисты имели хорошую зарплату, возможности творческого развития, достойные социально-бытовые условия.

Третьим было выступление профессора УлГТУ, заведующего кафедрой «Химия» УлГТУ, доктора химических наук Евгения Семёновича Климова с соавторами, на тему «Углеродные нанотрубки: история, синтез, свойства, перспективы». Климов Е.С.

Автор рассказал о созданной его группой установке для синтеза и очистки углеродных нанотрубок, а также о проведённых исследований этого необычного вещества.

Евгений Семёнович рассказал поучительную историю. Оказывается, углеродные нанотрубки были впервые обнаружены советскими учёными в одном из институтов АН СССР ещё в 1950-е годы (т.е., примерно на 30 лет раньше зарубежных исследователей, которые ныне считаются авторами открытия и получили нобелевские премии). Однако исследования в данном направлении были признаны руководством института неактуальными, отвлекающими от непосредственной помощи науки производству.

После пленарного заседания в первый день работы школы-семинара 4 декабря прошло два секционных заседания.

На секции «Оптоэлектронные устройства. Методы контроля конденсированных сред, материалов и изделий» заслушано 12 докладов.

Были признаны лучшими доклады:

1. Исследование фоточувствительных полупроводниковых приборов. Докладчик -  Бутузов А.В., студент УлГПУ им. И.Н.Ульянова, научный руководитель - Бондина В.П., доцент УлГПУ им. И.Н.Ульянова.

В ходе экспериментальных исследований фотодиодов различных типов были получены вольт-амперные, световые характеристики в фотогальваническом и фотодиодном режимах. По результатам исследований фотодиодов определялся тип примесей, введенных в полупроводник при изготовлении фотодиодов,  определялась коротковолновая граница чувствительности фотоматериала и ее зависимость от толщины базы.

2. Моды волоконно-оптических световодов.  Докладчик - Кочетков А.И., студент УлГТУ, научный руководитель - Иванов О.В., с.н.с.УФ ИРЭ им. им. В.А.Котельникова РАН.

Сделан обзор типов волоконно-оптических световодов, одномодовых и многомодовых. Рассмотрены виды мод в световодах: ТЕ, ТМ и HE, EH моды.

3. Исследование основных электрических параметров полупроводниковых структур. Докладчик - Киселёва В.В., студентка УлГПУ им. И.Н.Ульянова, научный руководитель - Бондина В.П., доцент УлГПУ им. И.Н.Ульянова.

Выполнены исследования: определение толщины окисного слоя пленки визуальным цветовым методом, расчет времени выращивания оксида на поверхности исследуемых пластин в сухом и влажном кислороде при нормальном давлении, определение типа носителей методом термо-зонда. Рассмотренные методы исследования и оценки предельных параметров позволяют задавать требования к характеристикам материала, используемого для изготовления ИС, рассчитывать размеры элементов проектируемых ИС и режимы их изготовления.

На секции «Волновые и тепловые процессы в твердотельных структурах» заслушано 5 докладов. Лучшими были признаны доклады:

1. Температурный коэффициент длительности периода следования импульсов мультивибратора на КМОП микросхемах.  ДокладчикиШорин А.М, Силин А.А., студенты УлГТУ.

Предложено в качестве ТЧП КМОП микросхем использовать длительность периода следования импульсов мультивибратора Т с температурным коэффициентом ТКТ. Анализируется влияние параметров сигналов на значение ∆Т и погрешность измерения. Предлагается оптимальная длительность периода следования импульсов мультивибратора.

2. Интеллектуальные датчики с цифровым преобразованием параметров. Докладчики  - Харитонова К.А., студентка УлГТУ, Сальников Я.В., аспирант УлГТУ.

Предложено включить в состав первичного преобразователя датчика между микроконтроллером и преобразователем вместо аналоговых компонентов, необходимых для нормализации и усиления сигнала, 32-х разрядный микроконтроллер STM32F217 с тактовой частотой 120 МГц, который осуществляет цифровое преобразование сигнала, исходящего с LC-контура.

5 декабря были проведены заседания двух секций

На секции «Математическое моделирование и проектирование в радиоэлектронике» заслушано 6 докладов.

Лучшими докладами признаны:

1. Процесс формирования функционально адаптированных САПР составных антенных устройств.  Докладчик  - Цыганков Д.Э., студент УлГТУ, научные руководители - Похилько А.Ф., профессор УлГТУ, Горбачев И.В., доцент УлГТУ.

Изложены результаты разработки программного средства «Система проектирования зеркальных параболических антенн», позволяющее строить сборочную 3D-модель зеркальной антенны и экспортировать ее в файл формата ISO 10303 STEP, поддерживаемый любыми современными САПР. Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.1142

2.  Моделирование оптоэлектронных компонентов и устройств в учебных целях.  Докладчик - студент УлГТУ, научный руководитель - Дулов О.А., доцент УлГТУ.

Авторами разработан электронный лабораторный комплекс для изучения оптоэлектронных компонентов и устройств в рамках дисциплины «Оптические устройства в радиотехнике». В настоящее время проводится внедрение комплекса в учебный процесс.

  На секции «Методы и средства физического эксперимента» было заслушано 9 докладов. Признаны лучшими доклады:

1. Определение оксида азота в азоттетраксидных окислителях методом оптической абсорбции.  Докладчик - Хакимов А.Р., курсант Вольского военного института материального обеспечения (ВВИМС), научный руководитель - Галкин В.Б., профессор ВВИМС.

Проведены исследования возможн ости создания оперативного метода определения оксидов азота в ракетном окислителе на одной длине волны. Результаты показали возможность создания портативного электрофизического прибора для определения оксид азота в азоттетраксидных окислителях.

2.  Разработка базовой технологии внутреннего монтажа и изготовление опытных образцов устройств управления МПП-10 и МПП-9 на ее основе для АФАР Х-диапазона.  Докладчик - Лептунова А.А., студентка УлГТУ, научные руководители - Фокин О.С., доцент УлГТУ, Зайцев В.А., начальник ОКБ ОАО «НПП «Завод Искра».

Разработана базовая технология внутреннего монтажа устройств управления приемо-передающими модулями МПП-10 и МПП-9 производства ОАО «НПП «Завод Искра», входящими  в состав радиолокационной активной фазированной антенной решётки (АФАР) Х-диапазона.

3. Современные технологии в конструировании экранов РЭС.  Докладчик - Ткаченко А.А. студент УлГТУ, научный руководитель - Фокин О.С., доцент УлГТУ.

Предложено при проектировании электромагнитных экранов использовать в качестве рабочего документа принципиальную схему системы экранирования с обязательным выделением помехообразующих и излучающих элементов с оценкой уровня помех, а также помехозависимых элементов с указанием допустимых значений ЭДС помех и степени необходимого ослабления указанных помех. Указанная схема взаимной связи элементов и узлов последовательно ведется на протяжении всей работы и изменяется по мере достижения результатов на различных этапах проектирования.

6 декабря было проведены заседания двух секций

На секции «Квантово-оптические эффекты в конденсированных средах» был заслушан 1 доклад, с которым выступил  доцент УлГПУ Алтунин К.К.

Он же представил 4 своих стендовых доклада, в которых в качестве соавторов были записаны студенты, отсутствовавшие на заседании секции.

Остальные 13 докладчиков  не явились. Было принято решение по этой секции не отмечать лучшие доклады.

На секции «Физические исследования и разработки школьников» заслушано три доклада согласно программе школы-семинара.

Были признаны лучшими доклады:

  1. Исследование физико-химических свойств минерала  ШУНГИТА. Докладчик - Муравьёв Е.С., соавтор - Сеначин Н.Ю.,  учащиеся 8А класса, лицей ФМИ № 40 при УлГУ, ИТГ «Солярис», научный руководитель – Иванов И.П., педагог дополнительного образования лицея ФМИ № 40 при УлГУ, руководитель ИТГ«Солярис».

Ребята выполнили комплексное исследования минерала, который в последнее время начинает активно применяться для фильтрации воды - шунгита. Работа была выполнена ими на современном оборудовании УлГУ.

Выяснилось, что в исследованном ими образце шунгита, помимо всего прочего, имеется мышьяк, причём в количествах, в 86 раз превышающих те, о которых заявляется в имеющихся у нас результатах других исследователей.

Также ребята, сколько ни пытались, не обнаружили в воде, обработанной шунгитом, знаменитых фуллеренов:

По результатам был сделан вывод, что до проведения более детальных исследований не рекомендуется использовать шунгит в фильтрах для питьевой воды.

 

Егор Агафонов и Салават Садртдинов за образцом шунгита

2. Механизмы  П.Л.Чебышева на уроках физики.  Докладчики Марукян И.А., Концевой В.В., курсанты ФКГОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ»

Доклад содержал сведения о научные трудах П.Л.Чебышева во всех областях математики и прикладной механики. Была продемонстрирована модель механизма П.Л.Чебышева для преобразования вращательного движения в качательное из наборов Лего MINDSTORMS как наглядное пособие для уроков физики.

Заключительным докладом секции и всей школы-семинара был доклад старшего научного сотрудника УФИРЭ, к.т.н. Тетнева Геннадия Сергеевича  «Физика и математика - гарантия стабильной уверенной работы по любой специальности,  долгой активной жизни»:

Основные тезисы доклада:

  1. Есть люди - как бы посланные в этот мир для того, чтобы показать нам, живущим с ними рядом, неистощимые возможности человеческого организма, человеческого разума, человеческого духа. Именно такие мысли посещают, когда  знакомишься с  жизнью и достижениями  выдающихся советских и российских ученых и конструкторов - долгожителей

  2. Человеческое общество непрерывно изменяется. Изменяется экономический и политический строй, вместе с этим - идеология, законодательство. Даже климат меняется. Неизменными остаются только базовые науки – математика, физика.

В жизни нередко бывает, что для продолжения плодотворной работы человеку может потребоваться или захочется сменить вид деятельности, профессию. Наиболее успешно это получается у людей, имеющих базовое физико-математическое образование. На этой базе можно быть не только инженером, научным работником. Можно стать успешным государственным и финансовым деятелем, знаменитым писателем, композитором, артистом.

Такие мысли приходят в голову, когда знакомишься с жизнью известных всей России людей, получивших в молодые годы инженерное образование.

Доклад вызвал обширную дискуссию. С одной стороны, в среде присутствующих в зале учёных вызвал положительный отклик сам пафос выступления Геннадия Сергеевича, призыв получать физико-математическое образование, как тот вид образования, который формирует логическое, системное мышление и позволяет успешно работать в различных сферах, а в случае работы по специальности – ещё и долголетие.

Однако были и замечания. Дело в том, что, в качестве примеров, в работе приводились отнюдь не рядовые учёные и, к тому же, жившие в СССР, где профессия учёного имела высокий авторитет. Исследованные учёные имели высокий социальный статус, уровень жизни, питание, медицинское обеспечение и т.п. Не с этим ли связано их долголетие?

В ходе дискуссии приводились данные зарубежных исследователей, которые также свидетельствовали о том, что учёные живут дольше, чем в среднем по популяции, примерно на 10 лет. Однако, в развитых зарубежных странах учёные также имеют высокий социальный статус. Этот фактор может влиять на долголетие.

Поэтому, интересный вопрос, поднятый в докладе, нуждается в продолжении исследования – сравнения процента долгожителей среди учёных (включая и рядовых учёных) и среди представителей других профессий, а также с процентом по всей популяции и т.п.

 

По окончании работы 16-ой научной школы-семинара «Актуальные проблемы физической и функциональной электронике» Оргкомитет постановил:

Наградить доклады, признанные лучшими, Дипломами I и II степеней соответственно, а также наградить авторов докладов, отмеченных Дипломом I-й степени, денежными призами.

Г.С. Тетнев



Поделитесь информацией с друзьями:



Опубликовано: 22.12.2013 23:41:53
Обновлено: 24.12.2013 14:59:29
Радиотехнический факультет


  

RSS-лента Главная страница Карта сайта ШкольникуАбитуриентуСтудентуАспирантуСотрудникуИностранцуВыпускникуБизнесуПодпискаВопрос ректору English

Работает «Публикатор 1.8» © 2004-2020 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 1997-2020 Группа интернет-технологий ОТК УлГТУ
Использование любых материалов сайта возможно только со ссылкой на источник информации