Опубликовано: 04.12.2006 18:00:19
Обновлено: 04.12.2006 20:10:54 |
Ульяновский государственный технический университет |
Группа интернет-технологий УлГТУ |
– В чем суть проекта апробации типовой модели? Какие результаты?
– В 2005 году по заданию Рособнадзора с учетом всего накопленного положительного опыта в области менеджмента качества образования группой вузов была разработана типовая модель СК ВУЗ. Предложенная модель прошла экспертизу в Совете по качеству при Рособрнадзоре, в целом была одобрена, и было принято решение о проведении ее апробации в вузах России в 2006 году.
В начале 2006 года УлГТУ, понимая исключительную важность и актуальность вопросов обеспечения качества образования, подал заявку на участие в проекте по апробации. В мае 2006 года проект стартовал. Для координации деятельности университета в рамках апробации была создана рабочая группа, в которую, кроме меня, вошли начальник учебной части В. В. Селиванов и начальник управления контроллинга А. А. Оленев. В задачу рабочей группы входило проведение самодиагностики университета с целью выяснения того, насколько предлагаемая типовая модель соответствует нашим ожиданиям, и с другой стороны, насколько наш вуз готов к внедрению такой типовой модели. Были внимательно изучены методические и нормативные документы по типовой модели на предмет соответствия их имеющейся системе обеспечения качества образования в университете. По результатам апробации был подготовлен отчет, который был положительно оценен, и по результатам работы наш университет за активное участие получил от Рособрнадзора соответствующий сертификат участника апробации типовой модели. В дальнейшем наш университет планирует продолжить участие в проекте по разработке и адаптации методического и нормативного обеспечения внедрения типовой модели. В конце 2007 года Рособрнадзор планирует завершить процесс разработки модели СК ВУЗ, и она официально будет предложена всем вузам в качестве типовой.
– Чем предлагаемая типовая модель СК ВУЗ отличается от той, что уже разрабатывается в настоящее время в нашем университете?
– В настоящее время Рособрнадзор следующим образом определяет понятие системы качества образовательного учреждения: это системно-организационный комплекс внутренних процессов, обеспечивающий гарантированно достаточный уровень качества образования и подготовки специалистов соответствующей квалификации (уровня компетенции), удовлетворяющий требованиям государственных органов управления образованием, работодателей, студентов и преподавателей, стандартов и директив, рекомендованных совещанием министров образования стран Европы в Бергене (Болонский процесс).
Рабочая группа под руководством профессора Ефимова В. В. занимается разработкой и внедрением системы менеджмента качества университета в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001–2001. Это является решением достаточно конкретной специфической задачи, результатом которой должно стать получение в следующем году нашим университетом соответствующего сертификата. Безусловно, результаты этой работы должны внести существенный вклад в обеспечение качества деятельности университета.
Предлагаемая Рособрнадзором типовая модель СК ВУЗ нацелена на обеспечение вузом внутренних и внешних гарантий качества образования. Она построена на базе всего положительного опыта, накопленного в управлении качеством образования на базе известных моделей систем качества, при соблюдении основных требований стандартов и директив гарантии качества образования Европейских стран в рамках Болонского процесса.
Типовая модель имеет свою внутреннюю логику построения и определенные требования, но при этом допускает необходимую степень вариабельности. Не бывает двух абсолютно одинаковых вузов и, соответственно, одинаковых систем качества. Каждая система качества является уникальной, наиболее соответствующей целям, возможностям и сложившимся традициям конкретного вуза. Слепое тиражирование здесь недопустимо.
Таким образом, типовая модель СК ВУЗ шире и глубже реформирует систему менеджмента качества вуза и обеспечивает необходимые гарантии качества образования. Кроме того, при оценке эффективности и результативности системы качества во время проведения комплексной проверки вуза эксперты будут ориентироваться именно на типовую модель СК ВУЗ.
– Типовая модель СК ВУЗ отражает основные принципы Болонского процесса. Однако часто можно слышать, что Болонский процесс приведет к потере российским образованием своих позиций?
– К Болонскому процессу можно относиться по-разному, но просто отмахнуться от него уже невозможно. Сегодня Болонский процесс уже стал реальностью. Это цивилизованный путь интеграции России в общее европейское образовательное пространство, в рамках которого необходима унификация процессов и гарантий качества предоставляемых образовательных услуг.
Разумеется, к нему необходимо относится именно как к процессу, который, кстати, в Европе тоже достаточно неоднороден, и отношение к нему там тоже не всегда однозначное. Национальные системы образования складывались веками, а сломать их, к сожалению, можно очень быстро. Еще два года назад по этому поводу президент В. В. Путин говорил, что «…мы должны состыковать нашу систему образования с западноевропейской системой образования, при этом не утратив высокий уровень, который имелся в Советском Союзе и сейчас еще сохранен в России, в ведущих вузах страны…».
– Каким образом вуз в рамках типовой модели должен обеспечивать гарантии качества образования?
– В части обеспечения внутренних и внешних гарантий качества образования типовая модель СК ВУЗ основана на принципах, декларируемых в документе, разработанном Европейской сетью гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования «Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе». Вуз должен разработать и внедрить соответствующие процедуры и механизмы обеспечения гарантий качества.
Для обеспечения внутренних гарантий качества вуз должен иметь политику и соответствующие процедуры гарантии качества и стандарты своих образовательных программ. Для достижения этого учебные заведения должны разрабатывать и применять стратегию постоянного улучшения качества. Вуз должен иметь официальные механизмы утверждения, периодических проверок и мониторинга своих образовательных программ. Студенты должны оцениваться с помощью опубликованных критериев, положений и процедур, применяемых согласованно. Вуз должен разработать методы для определения достаточной компетенции и квалификации работников, вовлеченных в учебный процесс. Вуз должен гарантировать, что ресурсы, доступные для обучения, являются адекватными и достаточными по каждой предлагаемой программе. Вуз должен обеспечивать сбор, анализ и использование информации, необходимой для эффективного управления программами обучения и другой деятельностью. При этом вуз должен регулярно публиковать свежую, беспристрастную и объективную информацию о предлагаемых образовательных программах.
Гарантии уровня качества образования обеспечиваются мониторинговым контролем всех процессов за соблюдением внутренних локальных актов, внешних нормативных актов, законодательства РФ в области образования, требований работодателей.
Нам остается только пожелать Дамиру Нурулловичу, чтобы так успешно начатая работа была так же успешно и продолжена. Мониторинг качества образования на сегодняшний день – одно из самых необходимых направлений развития любого вуза, поскольку от эффективности системы контроля качества во многом зависит не только результат работы, но и само существование вуза. Известно, что нашему университету предстоит пройти комплексную проверку в не таком уж и далеком 2008 году, и оттого, как будет организован в УлГТУ контроль качества образования, во многом зависит и результат проверки.
Работает «Публикатор 1.9» © 2004-2024 СИСАДМИНОВ.НЕТ |
© 1997-2024 Группа Интернет-технологий УлГТУ
Использование любых материалов сайта возможно только со ссылкой на источник информации |