1. Психологический прием «Имя собственное».
Когда произносится вслух имя, отчество человека, с которым вы общаетесь, то тем самым вольно или невольно оказываете:
- внимание этой личности;
- внимание к данной личности - это и утверждение личности;
- подтверждение человеку того, что он - личность, это не может не вызвать у него чувства удовлетворения;
- чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями;
- человек всегда стремится к тому, что (кто) вызывает у него положительные эмоции;
- если некто стремится к тому, кто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно притягивает к себе, то есть формирует аттракцию.
Алгоритм психотехники формирования аттракции (А.Ю. Панасюк): Обращение к человеку по имени -> Внимание к данной личности -> Утверждение человека как личности -> Удовлетворение потребности утверждаться как личность -> Образование положительных эмоций -> Расположение источников у этих эмоций ->
2. Психологический механизм формирования аттракции путем воздействия улыбкой.
У людей, которые много улыбаются или смеются, со временем лицо вообще приобретает улыбающееся, дружелюбное выражение. Возможные формы улыбок:
1. Непринужденная улыбка, чем свободнее она нам кажется, тем ярче является выражением наивной, чистой радости. Такая улыбка является самой очаровательной формой в мимическом репертуаре, обладая исключительно приятным для окружающих содержанием.
2. Вынужденная, деланная улыбка в большинстве случаев препятствует открытости общения. Такая улыбка неожиданно возникает и так же неожиданно исчезает. При вынужденной улыбке уголки рта растягиваются и при этом не поднимаются. Вынужденная улыбка нередко используется в качестве компенсации.
3. Приторная улыбка - этот вид улыбки можно установить по чуть более заметному растяжению губ, производя утрированное, слегка наигранное впечатление, выражая больше того, что испытывают на самом деле.
4. Усмешка. Различие между улыбкой и усмешкой в том, что губы остаются сомкнутыми в довольно напряженном состоянии. В этом виде улыбки выражается некоторое волевое усилие. По напряжению и сомкнутым губам можно судить о повышенном внимании и особом мнении о происходящем.
5. Ухмылка. Этот улыбка - гримаса. По такой улыбке можно судить о том, что перед вами наглец, мерзавец или провоцирующий коварный человек. Опущенные вниз уголки рта («кислая» реакция) придают лицу выражение «переполненного сарказмом» человека.
Психологические основы воздействия улыбки (по А.Ю. Панасюку):
- Искренняя улыбка - это сигнал дружеского отношения. Приятное, улыбающееся лицо сигнализирует: «я вам друг».
- Смысл, заложенный в слове «друг», - это защита, поддержка.
- Улыбка, несущая информацию о дружеском отношении, удовлетворяет человеческую потребность в защищенности.
- Чувство удовлетворенности вызывает у человека положительные эмоции.
- Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительные эмоции.
- Если некто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию.
Добрая улыбка -> Сигнал: «Я ваш друг» -> Расположение к источнику у этих эмоций -> Друг обеспечивает защищенность -> Удовлетворение потребности в защите -> Образование положительных эмоций -> Расположенность к источнику положительных эмоций ->
3. Психологический прием “Золотые слова” притягивает людей друг к другу.
Использование комплимента в общении будет приемом формирования аттракции. Комплимент - это динамическая система логически упорядоченных вербальных знаков, несущих позитивную, подчеркивающую значимость личности информацию.
Комплименты - это слова и выражения, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека, при произнесении которых срабатывает психологический феномен внушения, вследствие чего человек старается «дорасти» до тех качеств, которые подчеркнуты в комплименте. Комплимент вызывает у вашего собеседника удовлетворение сразу двух потребностей:
- в усовершенствовании какой-то своей черты характера, способности, привычки, умения;
- в удовлетворении своей установки на критику партнера по деловому разговору.
Противопоказаний комплиментам практически нет. В общении с людьми необходимо как можно чаще делать им комплименты, соблюдая при этом простые правила:
- комплимент должен отражать только положительные качества без двойственного смысла, когда качество можно оценивать и как положительное, и как отрицательное;
- отраженное в комплименте положительное качество должно иметь лишь небольшое преувеличение;
- нельзя делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек стремится избавиться;
- комплимент не должен давать рекомендаций и поучать;
- к комплименту нельзя делать добавок, которые превращают его в «ложку дегтя».
Психологический механизм формирования аттракции путем комплиментарного воздействия на личность:
1. Воздействие комплиментом - эмоциональная завышенная оценка качеств личности.
2. Возникновение эффекта внушения.
3. Следствие внушения - удовлетворение потребности «выглядеть» лучше.
4. Следствие удовлетворения потребности - образование положительных эмоций.
5. Расположенность к источнику комплиментарного воздействия.
Комплимент -> Эффект внушения -> Удовлетворение потребности в совершенствовании -> Образование положительных эмоций -> Расположенность к источнику положительных эмоций