Мы живем в мире быстрых изменений и все возрастающей сложности. Становится всеобъемлющей информатизация. Происходит становление общества, основанного на знаниях. Вместе с тем, прошло то время, когда прогресс ассоциировался с достижениями в покорении природы. Возникла проблема сохранения среды обитания человека и самого человечества.
Россия переходит на пути развития, предполагающие высокую соревновательность в экономике и в политической жизни. Обеспечение конкурентоспособности страны на мировой арене становится первоочередной задачей. Любая деятельность обретает экономическое измерение. Представления об экономике и финансовых технологиях становятся элементом общей культуры. Конфликт интересов проявляет себя как нормальный аспект взаимоотношений, и рождается потребность во владении цивилизованными формами достижения социального согласия.
Активное вхождение страны во все сферы деятельности мирового сообщества нуждается во многих новых посланниках, знакомых с экономикой, языками, культурой и обычаями других стран и народов.
В этих новых условиях, как и прежде, достойное настоящее и будущее нашего Отечества невозможны без высокой производительности труда, без способности защитить своих граждан и свою территорию, без сохранения и развития наших ценностей и идеалов. Важнейшую роль в решении этих задач играет образование, которое передает и умножает в поколениях то лучшее, что аккумулируют наука, культура и общественная практика. Образование не только определяет потенциал общественного развития, но и открывает возможности самореализации каждого человека.
Новые потребности развития влекут необходимые изменения в самом образовании и, прежде всего, в высшем образовании. Оно должно упреждать потребности экономического развития страны и обеспечения ее национальной безопасности. Оно уже не может быть эпизодом или отдельным этапом в жизни современного человека. Возникает необходимость в образовании на протяжении всей жизни. Традиционная для российского образования фундаментальность в профессиональной сфере дополняется задачей воспитания разносторонней, инициативной и самостоятельной личности.
Но все великое и прекрасное в человечестве достигается не вдруг. В этот новый мир люди не вступают с веселым сердцем, безболезненно, без страха и трепета, без сомнения и сопротивления. Новый путь развития требует колоссального напряжения сил и энергии. Для успеха на этом пути необходим союз образования, науки, бизнеса и власти. Требуется выбор приоритетов.
Масштабный национальный проект по инновационным программам высших учебных заведений обеспечивает прорыв в высшем образовании на современном этапе. Внимание государства к проблемам образования составляет российскую традицию, начиная с Петра I. Участие бизнеса в модернизации высшего образования связано с дорогостоящей подготовкой специалистов высокой квалификации, требующей специального оборудования, баз практики и информационных ресурсов.
Для развития современного высшего образования необходима новая правовая база, расширение прав и свобод высших учебных заведений вместе с усилением ответственности перед государством и его высшими национальными интересами.
Возрождение единой и сильной России - дело самих граждан России. Особая роль принадлежит молодежи, ее флагману - студенчеству. Страна утратила многих одаренных профессоров и преподавателей. На Запад уехали целые научные школы, сложившиеся в наших университетах. Это огромная потеря.
Будущее - за теми, кто остается на своей земле и служит своему Отечеству.
Будущее за Вами!