Ульяновский государственный технический университет Ульяновский государственный технический университет

RSS-лента Главная страница Карта сайта ШкольникуАбитуриентуСтудентуАспирантуСотрудникуИностранцуВыпускникуБизнесуПодпискаОбратная связь English

Поиск по сайту
Найти:

Сведения об образовательной организации


Университет
История, Общая информация, Руководство, Подразделения, Адреса и контакты, ...

Деятельность
Учебная, Международная, Финансовая, Издательская, Научная, Информатизация, ...

Подразделения
Административные, Научные, Учебные, Факультеты, Библиотека, ...

Объявления
Конференции, конкурсы, выставки, Мероприятия, События, Поздравления, ...

Абитуриентам
Приемная комиссия, Довузовское образование и подготовка, Перспективы, ...

Студентам
Расписание, Центры и клубы, Профком, Студсовет, Работа, Наши люди, Аспирантура, ...

Сотрудникам
Подразделения, Документы, Расписание, Ученый совет, Профком, Образование, ...

Партнерам
Дополнительное образование, Наши выпускники, Научно-технические предложения, ...

Культура и досуг
Спорт, Творчество, Туризм, Самодеятельность, Охрана здоровья, «Тарелка», ...

Закупки и аренда
Информация о закупках, Аукционы и конкурсы по аренде, Документы, ...


Каталог ИТ
Яндекс цитирования Rambler's Top100



     
   
Заметили ошибку?
Жмите на кнопку »
  
Версия для печати
Деятельность « Учебная « Факультеты « Радиотехнический факультет «

РТФ в 70-е гг. (Воспоминания декана РТФ Тетнева Г. С.)

«Трудно сказать, хорошо или плохо мы жили… но мы об этом, наверное, не задумывались, мы работали. Сейчас мы являемся свидетелями результатов труда того времени. Фундамент радиотехнического факультета наших дней был создан именно в те годы. Основные наиболее квалифицированные кадры, руководители Университета – это питомцы факультета тех лет...

 

Я был деканом РТФ с 1975 по 1978 гг., однако в своих воспоминаниях я невольно охватил больший интервал времени, так как до того я был секретарем партбюро факультета и зав. кафедрой ТОР, что позволяет мне претендовать на определенное обобщение состояния факультета и выделить наиболее характерные события того времени.

К середине 70-х годов РТФ после переезда из помещений на ул. Энгельса в 3-й учебный корпус вошел, образно говоря, в стационарный режим: он оформился как самый большой факультет Политехнического института. Была открыта новая специальность “Радиотехника”, в результате на факультете стало 4 специальности, а прием на дневное обучение достиг 450 чел. в год. Кроме того, по некоторым специальностям осуществлялось обучение по вечерней и заочной формам. На РТФ был и самый многочисленный преподавательский состав: кроме 4-х выпускающих кафедр, в его составе были общеинститутские кафедры высшей математики и физики.

Учебный процесс
Особенностью учебной работы того периода была значительная перегрузка и студентов, и преподавателей обязательными аудиторными занятиями. Учебные планы были таковы, что недельная загрузка на 1 – 4-х курсах была максимально допустимой – 36 часов.

Большой проблемой было составление расписания экзаменов – надо было вместить в сессию до 6-ти экзаменов, к которым у юношей добавлялся экзамен на военной кафедре. Значительная нагрузка была у преподавателей, особенно на кафедрах математики и физики (до 1200 часов). Сверх этого преподавателям приходилось заменять заболевших своих коллег, а также уехавших на ФПК.

В этих напряженных условиях деканат старался оптимизировать ход учебного процесса, не допуская необоснованных перегрузок студентов и излишними необоснованными требованиями. Приведу 2 примера вмешательства деканата.

На первом курсе одним из “узких мест” была “начертательная геометрия”. Зачастую у студентов к концу семестра накапливались долги по практическим работам. Как-то в результате контроля в середине семестра обнаружилось, что один из преподавателей назначает обязательные занятия за пределами расписания, мотивируя это необходимостью проведения контрольных работ. Мои пояснения, что преподаватель обязан проводить все виды учебных работ лишь в запланированные часы, преподавателя не убедили. Пришлось решать эту проблему с привлечением зав. кафедрой черчения, которым был в то время А. М. Алтухов.

Внеучебная работа
Несмотря на учебные трудности, факультет жил разносторонней жизнью. Было много увлеченных художественной самодеятельностью. В одном из смотров, которые проводились в институте, наши студенты, самыми активными из них были Коля Павлов и Николай Мишин, поставили спектакль на студенческую тему по мотивам “Мертвых душ”, где с Собакевичем ассоциировался Строительный факультет. Дело в том, что в те годы в общежитии Стройфака случались драки с поножовщиной. Мне показалось, что в этой роли наши ребята переигрывали, надо бы поскромнее, на что Коля Павлов мне дал разъяснение: “Геннадий Сергеевич, так это же – гротеск!” Так я постигал у студентов азы сценического искусства.

Одной из особенностей жизни факультета в те годы было участие в уборке урожая картофеля. Тяжелой эта была ежегодная эпопея и для нас, но особенно для студентов. И поэтому ректор института и рук. факультета старались максимально облегчить положение студентов на этих работах.

Парадоксально, но большинство хозяйств не особенно старались создать для студентов нормальные условия труда, хотя мы им же помогали. Иногда доходило до конфликтов. Характерный пример. Группа студентов 3-го курса была направлена в совхоз “Старомайнский”. Через несколько дней возник конфликт между студентами и руководством совхоза в связи, как считали студенты, с занижением расценок за выполненные работы. На месте выяснилось, что корни конфликта оказались более глубокими. Все началось с того, что с самого начала совхоз не обеспечил студентам нормальных бытовых условий, предусмотренных договором. В общежитии не было бачка с питьевой водой, в туалете из “очка” поднимались “горные вершины”. Наши студенты вызвали районную санэпидемстанцию, которая составила акт и предупредила руководство о возможном запрете на проживание студентов. Замечания были устранены, но появилась обида. Были установлены заниженные расценки за работу. Студенты разведали, что в соседних хозяйствах расценки на 1 руб. выше. Руководство совхоза мне объяснило, что расценки зависят от средней урожайности, а она у них ниже. Изучив тарифный справочник, я установил, что в оплату были включены только работы по подбору выкопанного картофеля, а погрузка, которая была тарифицирована отдельно, в оплату не была включена, а она составляла как раз тот самый недостающий рубль. Пришлось предупредить директора, что я проинформирую студентов, чтобы они не производили погрузку картофеля, т. к. это им не оплачивается; лишь после этого, как говорится, стороны пришли к соглашению. Мой отъезд из совхоза сопровождался комментарием: “Понятно, почему студенты такие капризные: это у них такое руководство...”

Строительный отряд
Из “трудовых” дел необходимо вспомнить такое массовое молодежное движение, как студенческие строительные отряды (ССО). Студенты нашего факультета были его активными участниками, некоторые из них занимали руководящие роли. Так, студент В. Служивой был командиром областного ССО, он был награжден правительственной наградой. В настоящее время В. Служивой – председатель областного совета профсоюзов. Мне довелось лично участвовать в этом движении. В 1974 г. я ездил в Польшу в качестве командира интернационального ССО.

В 1973 и 1974 годах институт сотрудничал в рамках программы обмена студенческими отрядами с Варшавским политехническим институтом. По этой программе из нашего института в ПНР дважды выезжали стройотряды. В 1973 году – под руководством С. А. Гиматова, в 1974 году – под моим руководством. Программой пребывания предусматривалось участие в стройработах в течение четырех недель, затем двухнедельная поездка по городам Польши.

Наш стройотряд, численность 20 человек, работал на строительстве жилого массива в городе Ольштын. Мы оказались участниками интернационального стройотряда, в составе которого были еще 2 стройотряда из СССР (Москва и Челябинск), а также студенты из Польши, ГДР, Венгрии. Были также небольшие группы из Австралии и Великобритании. Перед нами не ставилась задача ведения коммунистической пропаганды, мы должны были только работать и запросто общаться, проявляя себя такими, какие мы есть. Но в нашем лагере были очень активные комсомольцы из ГДР. Они были инициаторами некоторых политических мероприятий: вечер обмена информацией о положении студенческой молодежи в СССР и других странах; коммунистический субботник на стройке с демонстрацией и с выносом красочных транспарантов к ним.

Каждую субботу руководство строительной площадки организовывало для всех студентов вечера отдыха с концертами, дискотеками и столами с легкими напитками. По завершению работ нам выплатили зарплату в польских злотых, которые мы должны были потратить в поездке по городам Польши. Мы побывали в Гданьске, Познани, Кракове, в окрестностях которого находится печально известный концлагерь Освенцим, а также знаменитые соляные пещеры. Поездка завершилась пятидневным пребыванием в Варшаве...»

Полный текст воспоминаний Тетнева Г. С. будет опубликован в юбилейном номере “Университетской панорамы”.



Поделитесь информацией с друзьями:



Опубликовано: 26.04.2007 11:19:07
Обновлено: 26.04.2007 11:19:07


  

RSS-лента Главная страница Карта сайта ШкольникуАбитуриентуСтудентуАспирантуСотрудникуИностранцуВыпускникуБизнесуПодпискаОбратная связь English

Работает «Публикатор 1.7» © 2004-2017 СИСАДМИНОВ.НЕТ | © 1997-2017 Группа интернет-технологий ОТК УлГТУ
Использование любых материалов сайта возможно только со ссылкой на источник информации